Другие новости События вокруг растущего рынка автогаза в Украине разворачиваются невиданными темпами. После того, как продажи пропан-бутановой смеси положили на лопатки объем реализации бензина, «краник» относительно дешевого газа то и дело пытаются прикрутить. А вот обеспечивать гарантированно высокое качество более дорогих бензинов индустрия особо не спешит… Рассказывает Александр Бабенко.
Падение продаж бензинов и стремительный рост популярности альтернативного топлива — автогаза — стало причиной нескольких попыток дать свободному рынку оплеуху. Сначала законодатели предложили просто «набавить» акциз на газовое топливо, а когда фокус не прошел — сделало процедуру «легализации» ГБО на пару-тройку тысяч гривен дороже.
Зато доводы о том, что качество дорогих бензинов у нас почему-то «хромает», заинтересованными лицами услышано не были: пройти лабораторные испытания столичного Института потребительских экспертиз смогли не все образцы топлива с украинских АЗС.
Потребление сжиженного углеводородного газа в Украине в 2019 году увеличилось до 2,03 млн тонн (+11,1%) по сравнению с 2018 годом. Более того, в минувшем году объем рынка автогаза впервые превысил объем рынка бензина, который в 2019 г. составил 1,95 млн тонн. Снижение потребления бензина в Украине было вызвано ростом регистраций б/у иномарок, большая часть которых оснащена дизельными моторами, а также установка на новые и подержаные авто оборудования для работы на газе.
На фоне этих тенденций на первый план вышел вопрос качества предлагаемого автолюбителям бензина: он ведь, как ни крути, вдвое дороже автогаза! В Институте потребительских экспертиз провели очередную проверку наиболее популярного 95-го бензина. Эксперты уделили внимание не только крупным сетевым АЗС, но и более скромным дистрибьюторам автомобильного топлива. В этом исследовании были отобраны образцы от 11 сетей АЗС – Parallel, WOG, KLO, Chipo, Glusco, ANP, UPG, SunOil, Grand petrol, Avantage и Marshall.
Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро 5). Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы, объемные части ароматических углеводородов, бензола, этанола и метанола. Все ли уложились в норматив?
Октановое число
Повреждения поршня двигателя Chevrolet LT-1, вызванные детонацией топлива
В первую очередь проверили самый главный для работы двигателя параметр – октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации — преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по исследовательскому методу, в соответствии с которым норматив установлен на уровне не ниже 95,0 единиц.
Все образцы уложились в норматив. Отличные показатели продемонстрировали образцы WOG (96,8) и Parallel – (96,7). Также «запас» продемонстрировали Chipo (96,6) и KLO (Shebel 95) (96,5). А замыкают рейтинг образцы от UPG (95,3) и Marshall (95,4).
Содержание серы
Следующим важным показателем является содержание серы. Высокая концентрация этого вещества в топливе приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и быстрому выходу из строя катализатора. Естественно, что при сгорании топлива с большим количество серы в атмосферу еще и выбрасываются больше вредных газов, которыми мы дышим. По нормам ДСТУ для А-95-Евро 5 содержание серы не должно превышать 10 мг/кг.
Среди исследованных проб бензина анти-рейтинг возглавило топливо от Marshall, практически вдвое превысившее норму – 19,5. Еще одна проба оказалась «граничной» – 10 мг/кг серы обнаружено в топливе от Avantage. Для сравнения, у лидеров количество серы было минимальным – WOG (3 мг/кг) и KLO (Shebel 95) (4 мг/кг). Важно отметить, что по сравнению с прошлыми исследованиями показатели у топлива от Chipo и Parallel (5 мг/кг) улучшились. Результат проб от сети KLO особенно приятен, ведь топливо Shebel 95 производится на отечественном Шебелинском НПЗ в Харьковской области.
Бензол и «ароматики»
Далее пробы прошли оценивание на содержание бензола. Это вещество смывает масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. По ДСТУ объемная часть содержания бензола не должна превышать 1%. По этому показателю нарушителем оказалось топливо от Marshall, проба которого превысила норму в 3,4 раза! Меньше всего серы оказалось в пробе, отобранной на АЗС Parallel (0,38%).
При проверке объемной части ароматических углеводородов превышений обнаружено не было. Для справки – при увеличении содержания «ароматики» растет токсичность выхлопа, а в камере сгорания образуется больше нагара. У всех участников этот показатель в границах допуска, причем с хорошим запасом. Аномально низкий результат в этой категории показало топливо от Marshall (15%), а в конце списка оказались UPG (28,8%) и ANP (29,3%).
На спирту
Последним пунктом испытательной программы эксперты искали в составе бензина кислородсодержащие соединения, которые обычно применяют для повышения октанового числа и других свойств. К сожалению, не все образцы проб смогли пройти этот тест. По нормам ДСТУ объемное содержание этилового и метилового спирта не должно превышать 3% для метанола и от 5 до 10% – для (био)этанола. 11 из 12-ти проб топлива прошли проверку, а вот образец А-95 от АЗС Marshall продемонстрировал высокое содержание спиртов, значительно превысив допустимые нормы.
Подводя итоги исследований, стоит отметить, что большинство украинских сетевых АЗС не только предлагает топливо, соответствующее евростантартам, но и со временем исправляют былые недочеты. Но, тем не менее, риск заплатить доллар с лишним за литр бензина с обилием серы и спирта для украинских автомобилистов еще существует…