Другие новости Материал в выпуске Журнал AUTO.RIA • № 368 Читать журнал → Наверное, чехи специально подгадали так, чтобы показать новое поколение «заряженной» версии популярной «Октавии» к круглой дате. Так или иначе, новую Skoda Octavia RS четвертого поколения презентуют буквально на днях, в ходе Женевского автосалона. А начиналось все ровно 20 лет назад…
Несмотря на то, что первую «Октавию» показали публике на старте Парижского автосалона еще в 1996 году, идея создания на ее основе «горячего» автомобиля тогда существовала, в лучшем случае, на кульмане разработчика-фантазера. По большому счету, это была первая модель, целиком спроектированная под полным контролем Volkswagen, — да еще и на базе более чем актуального на тот момент Golf IV.
Впрочем, конкуренции чешского лифтбека с «Гольфом» в материнской компании явно не опасались: «Октавия» была значительно крупнее, а базовыми в линейке силовых агрегатов были чахлые бензиновые моторчики мощностью 75 или 101 л.с., да 90-сильный турбодизель. Чуть позже компанию им составили бензиновые двигатели объемом 1,8 литра: 125-сильный атмосферник и 150-сильный турбо. Именно последний, сравнимый по мощности с выпускаемым в те годы VW Golf GTI, показал: спрос на «горячие Октавии» есть.
Octavia RS 1 поколения
Годы выпуска: 2000-2006
Рыночная карьера новой «зажигалки» началась… в суде: европейский офис компании Ford обратился туда за защитой своей торговой марки RS. Права на шильдик RS (Rally Sport) «фордовцы» застолбили еще в конце 60-х для подразделения, готовившего «заряженные» спортивные авто (и для самих авто в том числе), и были готовы защищать своё… Но в Skoda подошли к проблеме креативно, и добавили к аббревиатуре знак «v», — не слишком подробно объясняя его значение.
Как только не толковали эту «птичку»! Чаще всего ее наличие объясняли расширенным переводом «Victor Rally Cars» (победитель в раллийных гонках) и победным жестом пальцев. Встречались и явно изобретенные юристами варианты вроде «Символ перед RS является смещенным диакритическим знаком, символизирующим чешское начертание буквы S в слове Skoda». Как бы то ни было, дальше компромиссного шильдика тяжба не пошла: новую «горячую Шкоду» назвали Octavia RS.
От «обычной» серийной «Октавии» автомобиль получил немного усиленный кузов-лифтбек с распорками на задних колесных арках, более жесткие амортизаторы и увеличенные до 312 мм тормозные диски. Убранство салона отличалось разве что облегченными спортивными сиденьями с комбинированной обивкой и более тонкой конструкцией спинки. В качестве побочного эффекта у пассажиров заднего сиденья появилось немного дополнительного пространства в ногах, — в то время для «обычных» Octavia теснота на галерке была проблемой.
Внешние отличие первой «эрэски» заключались в гордых трехцветных шильдиках vRS, перекроенных на спортивный лад бамперах, небольшом спойлере на крышке багажного отсека и хромированной насадке на выхлопной трубе. Летом 2002 года в линейке Octavia RS появился еще и универсал. Но главным новшеством этой модели, конечно, был 1,8-литровый бензиновый турбомотор мощностью 180 л.с. Разработанный инженерами Audi 20-клапанник EA113-1.8T AUQ с помощью полноприводной трансмиссии с муфтой Haldex разгонял первую Octavia RS до сотни за 7,9 с при максималке в 235 км/ч.
Octavia RS 2 поколения
Годы выпуска: 2005-2013
Ждать нового поколения пришлось не так долго, как в прошлый раз: «заряженная» версия появилась уже через год после официальной презентации «обычной Октавии» семейства А5 на Женевском автосалоне (2004 г). На этот раз чехи решили не тянуть резину, и сразу предложили два варианта кузова: лифтбек и универсал.
Как и в первом поколении, «зажигалка» получила такой же мотор, что и у действующего поколения VW Golf GTI: 2,0-литровый TFSI мощностью 200 л.с. В сочетании с 6-ступенчатой механической КПП лифтбек с этим агрегатом разгонялся до сотни за 7,3 секунды при максималке в 240 км/ч. Унивесал тоже оказался не слишком медлительным: 7,5 секунд до 100 км/ч и 238 км/ч на максимуме.
Шасси новой «эрэски» серьезно модернизировали, а клиренс уменьшили, так что комфорт на дорогах с некачественным асфальтом оказался не слишком высоким. Зато комплектация стала богаче: например, ксеноновые фары вошли в базовую комплектацию Octavia RS.
Всего через год продаж в прайс-листах дилеров появился первый в истории дизельный вариант Skoda Octavia RS. 170-сильный лифтбек с довольно проблемным турбодизельным мотором 2.0 TDI PD разгонялся до сотни за 8,5 с при максимальной скорости в 225 км/ч, а универсалу для этого упражнения требовалось немногим больше: 8,6 с при максималке в 224 км/ч. В 2008 году дизельный RS получил более надежный двигатель 2.0 TDI с впрыском Common Rail, но ТТХ авто в целом не изменились.
Больше обновок «эрэске» досталось в 2009-м, когда ей сделали «подтяжку лица»: вместе с очевидными внешними изменениями появился новый щиток приборов, трехспицевый многофункциональный руль и 6-ступенчая коробка передач DSG с подрулевыми лепестками в качестве опции. Бензиновый мотор потерял одну из букв своего названия (TSI вместо TFSI) и повысил экологический класс до Евро-6, хотя разгон до сотни сократился до 7,2 с, а максимальная скорость выросла до 242 км/ч, — по крайней мере, на бумаге.
Octavia RS 3 поколения
Годы выпуска: 2013-н.в.
Чем дальше, тем короче становилась задержка: новую «Октавию А7» показали в декабре 2012 года, а премьера спортивной RS прошла уже через 7 месяцев, в июле 2013, на Фестивале скорости в британском Гудвуде. Лучше места было не выбрать: «эрэске» досталось отличное шасси, заниженное (по сравнению с обычными лифтбеком и универсалом) на 12 и 13 мм соответственно, многорычажная задняя подвеска, адаптивный усилитель руля и электронная блокировка дифференциала XDS.
Под капотом бензиновых версий обнаружился, казалось бы, тот же 2,0-литровый турбомотор TSI, — только мощность агрегата довели до 220 л.с. Благодаря этому Octavia RS преодолела рубеж 7 секунд: на разгон такого автомобиля до 100 км/ч уходило 6,8 с, а максимальная скорость впритык приблизилась к европейскому ограничению: 248 км/ч. Разница со 180-сильным турбодизелем стала более заметной: с 2,0-литровым TDI машина разгонялась до первой сотни за 8,2 с при максималке в 232 км/ч.
В 2015-м Skoda выпустила версию с обозначением RS 230: автомобиль с 230-сильным бензиновым турбо разгонялся до 100 км/ч за 6,7 секунды, а его максимальная скорость была ограничена электроникой на отметке в 250 км/ч. Правда, уже в июне 2017-го ему на смену пришла Octavia RS 245 с настраиваемой подвеской DDC и 245-сильным (кто бы мог подумать?) турбомотором, который дал прибавку в 0,1 секунды при разгоне до сотни. Его оборудовали более надежной 7-ступенчатой DSG… Но самым заметным к тому моменту было обновление внешности: машину с неоднозначным «четырехглазым» дизайном передка показали еще в январе 2016-го.
Octavia RS 4 поколения
Годы выпуска: ожидается
Судя по тизерам, опубликованным недавно от имени заводского центра дизайна Skoda, для Octavia RS пришло время радикальных перемен. Дело даже не в смене облика (хотя на набросках новая внешность производит более чем положительное впечатление): по имеющейся у нас информации, новая «зажигалка» впервые за 20 лет своей истории получит гибридную силовую установку.
По словам чехов, Octavia RS iV (обратите внимание: римская «четверка» написана теми же знаками, что и в наименовании нового подзаряжаемого гибрида Skoda Superb iV PHEV) сохранит максимальную мощность на отметке 245 л.с. Только снимать ее будут не с бензиновой «турбочетверки», как в старые добрые времена, а с гибридной установки, построенной вокруг 1,4-литрового TSI, соединенного через муфту с электродвигателем (~115 л.с.)
В общем, зная склонность брендов из семейства Volkswagen Group к использованию общих узлов и агрегатов, можно легко вскрыть все «тайны под семью печатями», которые азартно раскручивает перед премьерой чешская компания. И буквально в день публикации стала понятна последняя «пасхалка» с этих рисунков: почему на изображении седана у логотипа vRS буква «v» черного цвета, а на универсале она красная?
Дело, как и следовало ожидать, в силовых агрегатах — только теперь мы в точности знаем чего ждать. Стараниями источника канала SkodaNews в «Твиттере» в сеть сбежала информация обо всех моторах «эрэски», которая выйдет в обращение уже этим летом. К уже известному нам варианту Skoda Octavia RS iV PHEV с гибридной установкой на 245 л.с. со временем присоединятся 2,0-литровый TSI такой же мощности и 200-сильный турбодизель 2.0 TDI.